Программирование для блондинок. Цикл и переменные |
Автор megabax | ||||||||
25.01.2011 г. | ||||||||
Программирование для блондинок. Цикл и переменные- Ты обещал рассказать, что такое циклы и переменные, - напомнила Лена Коле, когда мы пришли к нему изучать программирование. - Ну, как бы это так объяснить... - парень немного задумался, затем продолжил: - Вот представьте себе ящички с номерами в камере хранения. Туда мы можем что то положить. Например, документы. Или сумку свою. А вот теперь представьте себе, что в ящики камеры хранения можно положить только, допустим, книги. Тоесть информацию. - Это что же за камера хранения такая?! - возмутилась я, - что туда только книги можно класть? - Ну, это я утрировано говорю. Я сравниваю ячейки памяти компьютера с ячейками памяти хранения. Вообще, память компьютера можно сравнить в огромным количеством таких ящичков, куда можно положить информацию. И у каждого из этих ящичков есть номер - это адрес ячейки памяти. - А! Ну так бы сразу и сказал... - Так вот, - продолжал компьютерщик, - когда таких ящичков много, то очень трудно запомнить, где у нас что лежит. Точно так же и с ячейками памяти. Поэтому были придуманы переменные - по сути, это ячейки памяти, есть имя. Правда, и адрес тоже есть, но нам он не нужен и мы им не пользуемся. Мы обращаемся к переменной по имени. Давайте вспомним программу, которую мы написали на предыдущем уроке:
- Обратите внимание на строку x=1, - вещал Коля. - Да, видим, - ответила за нас обеих Лена. - Это и есть операция помещения числа 1 в ячейку с именем x, - сказал программист, - На самом деле имена могут быть разные. Например: x1, xyz, a, b, Proba, Proba1, Moia_yacheyka и так далее. Имена переменных могу состоять из букв, цифр и знаков подчеркивания "_". Правда, с цифры имя начинаться не может. - Почему? - спросила я. - А откуда компьютер знает, начало переменной это или цифра? А если имя переменной начинается с буквы, то компьютеру уже понятно, что это не цифра. И даже если дальше идут цифры, то компьютеру все равно понятно, что цифры - это не цифры а часть переменной. - Хм, странный какой то компьютер, - произнесла Лена. - Ну, это так, технические тонкости. Не стоит в них вдаваться, лучше просто запомнить, что имена переменных не могут начинаться с цифры. - Ладно, - сказала я, - ты еще про циклы хотел рассказать. - Во! - Коля поднял указательный палец вверх, - кстати, о циклах. Видите следующий текст:
- Так вот, - продолжал он, - это как раз и обозначает цикл. i - это переменная. В нее кладем значение 1. но у нас есть еще и to 10. Оно обозначает, что мы не один раз кладем в ячейку i единицы, а сначала 1, потом 2, потом 3 и так до 10. По мы не просто тупо присваиваем ячейке числа от 1 до 10, а каждый раз делаем то, что находиться до строки Next i. И каждый раз мы делаем это с новым значением переменной i. - Круто сказано, - заметила Лена, - но все равно ничего не понятно. - Ладно, - произнес Коля, - представьте себе, что компьютер - это такой человечек типа робота, который идет по коридору и видит на указателях строки программы. видит и исполняет их. Вот он увидел:
- Положил в ячейку x значение 1. Далее видит
- В ячейку i кладет 1. Это первая часть команды. А вторая часть проверить, не равно ли значение переменной i 10. - Зачем? И так понятно, что не равно! - вмешалась я. - Ну, вам то понятно, а компьютеру нет. Он же не помнит, что положил в i. К тому же к этому указателю он не раз будет возвращаться... - Зачем? - Лена удивленно нахмурила брови. - Что бы цикл организовать, - ответил программист, - компьютеру надо 10 раз повторить одно и тоже действие. Для этого ему придется пройти от начала этого действия и до конца, вернуться, проверить, надо ли еще раз это делать и если нет то прекратить. Вот для этого то существует переменная i, которую он каждый раз сравнивает с 10-ти. - Ясно, - сказала Лена. - Если у нас i еще не 10, то компьютер идет дальше и делает все, что находиться до next i. Дойдя до него, он увеличивает i на 1 и возвращается к For i=1 to 10. Так опять сравнивает, не равно ли i 10. Если нет - опять идет к next i. И так до тех пор, пока не сосчитает до 10. Затем он идет за next i и делает все, что стоит за ним. - А там ничего и нет, - усмехнулась я. - Значит, компьютер ничего и не делает. - Теперь я поняла, что делает эта программа и почему она выдает вот такой результат, - сказала Лена*: - А если мы вместо
напишем
то у нас увеличивающиеся в два раза числа распространятся на 20 строк, - сообразила я*: - А еще можно сделать так, что бы число строк не задавать в программе, а вводить с клавиатуры, - сказал Коля, - вот так тогда будет выглдятье программа:
тогда на экране сначала появиться вот такой диалог*: а уже потом будут заполнены строки. - А для чего val? - спросила я. - А он переводит строку в число. Дело в том, что InputBox дает ввести цифры, и буквы. И у нас y получается строковой переменной. Ее нужно конвертировать в число. - Ладно, понятно что ничего не понятно, - сказала Лена, - но надеюсь, в следующий раз ты расскажешь нам про типы переменных... Скриншоты, помеченные знаком * , являются цитатами и иллюстрациями программного продукта "Microsoft Excel", авторское право на который принадлежит "Microsoft"
|
||||||||
Последнее обновление ( 18.06.2013 г. ) |
« След. | Пред. » |
---|