Программирование - это просто
Advertisement
Главная arrow Искусственный интеллект arrow Основы научных исследований. arrow Основы научных исследований. Урок 4. Начало науки
19.04.2024 г.
Главное меню
Главная
Интернет магазин
Программные продукты
Биржевые роботы
Искусственный интеллект
Математика и информатика
1С:Предприятие
Уроки C#
Уроки Delphi
Уроки программирования
Web-программирование
Дизайн и графика
Компьютер для блондинок
Исходники
Статьи
Платный раздел
Рассказы про компьютеры
Хитрости и секреты
Системный подход
Размышления
Наука для чайников
Друзья сайта
Excel-это не сложно
Все о финансах
.
Основы научных исследований. Урок 4. Начало науки Печать E-mail
Автор megabax   
10.03.2021 г.
New Page 1

Основы научных исследований. Урок 4. Начало науки

До изобретения науки мир объяснялся при помощи мифов и религиозных верований, а познавался при помощи стихийно-эмпирического метода познания. (см. также Философия технических наук. Урок 2. Гносеологические и методологические основы научного знания). Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.

Предполагается, что наука берет свое начало еще в древней Греции в VI веке до н.э. Феномен античной науки в древней Греции связывается с двумя научными школами:

  • Ионийцы. Одно из главных древнегреческих племён. Название получили от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея, другие острова Эгейского моря, за исключением Лесбоса, Родоса и Тенедоса (Бозджаады). Уроженцами Ионии были: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Достижением данной школы было первое доказательство теорем в геометрии, например, о равенстве двух вертикальных углов.

  • Пифагорейцы. Пифагореи́зм — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции VI—IV вв. до н. э. (также известно как пифагорейство). Получило название по имени своего родоначальника Пифагора. Среди своих последователей он сам выделял в особую группу пифагорейцев (настоящих последователей), других же называл пифагористами — которые проявляют внешнее рвение. Они ввели понятия: аксиома, теорема. Провели первое медицинское вскрытие.
     

Эти школы заложили основы теоретического обоснования нового научного знания (доказательства).

К великим мыслителям античной эпохи можно отнести следующее, достигших успехов в науке и философии, можно отнести

  • Зенон (490 – 430 до н.э.), обративший внимание на некоторые апории (парадоксы)такие как "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела".

  • Демокрит Абдерский (460 – 370 до н.э., ввел понятие атома, нашел решение расчета объемов геометрических фигур.

  • Сократ (469 – 399 г.г. до н.э.) один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины.

  • Платон (428 – 347 г.г. до н.э.) Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи— вечные и неизменные прообразы невечных вещей.

  • Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) Ученик Платона, учитель Александра Македонского. Изобрел основы научной философии, логики.

  • Архимед (287 – 212 г.г. до н.э.). Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, был автором ряда важных изобретений.

  • Эвклид (325 – 265 до н.э.), древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения о Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н. э. Евклид — первый математик Александрийской школы. Его главная работа «Начала» (Στοιχεῖα, в латинизированной форме — «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию Древнегреческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Из других сочинений по математике надо отметить «О делении фигур», сохранившееся в арабском переводе, 4 книги «Конические сечения», материал которых вошёл в произведение того же названия Аполлония Пергского, а также «Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического собрания» Паппа Александрийского. Евклид — автор работ по астрономии, оптике, музыке и др

Существует также вторая версия начала науки, согласно которой наука зародилась в Древнем Египте, Индии и Китае.

В области науки, медицины и математики, Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чем свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н.э.), впервые появился в Древнем Египте. Египтяне создали собственную письменность и десятичную систему. Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Египтяне писали на папирусе, который плохо сохраняется, и поэтому знания о Египетской математике существенно меньше, чем о математике Вавилона или Греции. Вероятно, она была развита лучше, чем можно представить, исходя из дошедших до нас документов — известно, что греческие математики учились у египтян.

Значительное развитие в Египте получила медицина. До 19-го века, основными источниками информации о древнеегипетской медицине были сочинения античных историков. Греческий историк Геродот посетил Египет около 440 г. до н. э. , и после посещения много писал о своих наблюдениях их медицинской практики. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отказаться от древней магии.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан (1600 по 1027 до н. э.), которая расположилась в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан. В эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая впоследствии превратилась в иероглифическую каллиграфию. В ранную эпоху развития Китая были уж изобретены компас, сейсмограф, позже книгопечатание и порох, изобретены механические часы и создана техника шелкоткатства. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития достигли астрономия, математика, физика и гидротехника. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом. Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира.

Одно из важнейших достижений Древней Индии — создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля — той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III—II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, — по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.

Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV—VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416.
Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.
 

Литература.

1. Курс лекций С. Г. Селеткова "Методология диссертационного исследования и работа над диссертацией".

2. Википедия.

2. http://www.nkj.ru/archive/articles/14930  (Наука и жизнь, НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ)



 

 
« След.   Пред. »
 
© 2024 Программирование - это просто
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Design by Mamboteam.com | Powered by Mambobanner.de
Я принимаю Яндекс.Деньги