Системное мышление. Урок 6. Статические свойства системы. |
Автор megabax | |
14.11.2020 г. | |
Системное мышление. Урок 6. Статические свойства системы.О системах мы уже говорили на уроке Системное мышление. Урок 2. Структура и классификация систем а на уроке Системное мышление. Урок 3. Контурное мышление затронули тему связей в системах. Сегодня поговорим о системах более подробно и более детально. сначала давайте определимся, что мы будет считать системой, а что просто нагромождением элементов. Чтобы отличить систему от нагромождения элементов, необходимо усвоить, что система обладает рядом свой. Рассмотрим их. Статистические свойства. Эти свойства характеризируют ее конкретное состояние. Это как бы то, что можно разглядеть на конкретных фотографиях системы.
Теперь поговорим об особенностях построения моделей, основываясь на выше перечисленных свойствах системы. Сначала рассмотрим модель черного ящика. Основной нюанс состоит в том, что модель содержит конечный список связей, тогда как их число у реальной системы не ограничено и может быть очень большим. Возникает вопрос: какие связи включить в модель, а какие проигнорировать? Ответ очевиден: в модель необходимо включить те связи, которые существенные для достижения поставленной цели. Но слово "существенные" - оценочные. Как определить, какие связи существенны, какие нет? Тут возможно ошибиться. Тут возможны 4 типа ошибок:
Построение модели состава и структуры системы также сопряжено с рядом трудностей. Возьмем модель состава. Казалось бы, чего тут трудного? На первый взгляд, часто структуру системы различить вовсе не трудно, ее части прямо бросаются в глаза. Например, тело человека состоит из органов, социальная группа состоит из отдельных людей, организация состоит из подразделений. А искусственные системы (например, автомобиль) заведомо собираются из отдельный частей. Но это только кажущаяся простота. Возьмем организацию. С одной стороны, например, с точки зрения начальника, она состоит из подразделений. А бухгалтер рассматривает организацию как совокупность активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском балансе. И это тоже модель структуры, причем, вполне адекватная тем целям, для которых составлена. А системный администратор вообще рассматривает структуру организации только как совокупность соединенных в сеть компьютеров. Или, другой пример. Человек. С точки зрения традиционной западной медицины - это набор органов. А с точки зрения китайской медицины - это сложная система меридианов, по которым течет Ци. Другое дело, что можно поспорить насчет понятия "Ци", можно утруждать, что оно не научно и так далее. Да, возможно, в природе и не существует никакой Ци, точно также как не существует и бухгалтерских активов и пассивов - это просто абстракции. Но, тем не менее, на этих абстракциях построена модель, которая вполне адекватна целям, с которым данная модель создавалась. Точно также, несмотря на то, что понятие Ци - ненаучно, китайская медицина, тем не менее, неплохо работает. Итак, систему поделить на части можно разными способами. Кроме того, возникает вопрос, а до какого уровня дробить подсистемы? Тут тоже возможны варианты. Другая проблема - что считать границей системы. Тут тоже не все однозначно. Как я сказал выше, границы системы понятие довольно растяжимое. Даже в том случае, когда граница очевидна, например, граница человека - его кожа. Но вот человек откусывает кусок бутерброда. Спрашивается, в какой момент бутерброд становиться частью системы "человек"? Когда он откусил кусок? Когда проглотил? Когда бутерброд переварился? Но на самом деле, есть критерий, по которому все же можно определить границу системы. Эту границу необходимо установить таким образом чтобы это отвечало цели моделирования. Теперь поговорим о нюансах построения модели структуру. Она основывается на модели состава и ее также можно создать разными способами. Основная трудность здесь состоит в том, чтобы среди всех связей между частями системы выдели существенные. Например, современному менеджеру рекомендуется учитывать, что, помимо формальной структуры его организации, неизбежно существует и неформальная структура, определяемся личностными связями между сотрудниками. Другой пример: при конструировании и эксплуатации компьютерных сетей, помимо аппаратной структуры, приходиться учитывать также их взаимодействие на программном уровне. Другая трудность построения модели структуры состоит в том, что каждая часть системы - это такой маленький "черный ящик", и при определении его входов и выходов возможны четыре типа ошибок, которые были перечислены выше. Теперь рассмотрим пример. Допустим, при помощи системного мышления мы хотим решить определенную конкретную задачу: изучение иностранного языка. Можем ли мы описать эту задачу в виде системы с перечисленными ранее статистическими свойствами? Во-первых, целостность. Понятно, что мы не можем определить границы системы в объективной реальности. Но мы можем задать их в некотором пространстве состояний, или в пространстве целей. Кроме того, данная система может взаимодействовать с некоторой "виртуальной" реальностью, в которой мы ее описываем. В частности, на вход системы поступает информация, например, конкретные иностранные слова и правила грамматики. Что на выходе? Умение говорить на иностранном языке, умение делать переводы. Разумеется, говорить и переводить тексты должна не какая-то абстрактная система, а конкретный человек, который поставил перед собой подобную цель. Вот его то мы и представим в виде черного ящика: Приведенная нами модель является слишком общей и растяжимой. Она вызывает много вопросов. Например, что "такое обучающий поток информации", как данный субъект должен отвечать на входящую информацию. И тут мы сталкиваемся с необходимость постановки цели. До какого уровня человек желает обучиться владению иностранным языком? Какие навыки он должен иметь после прохождения обучения? Формализованные ответы на эти вопросы, по сути, и будет нашей моделью черного ящика. Например:
Данный перечь желаемых навыков определяют лексику, которую субъект планирует понимать (входная информация), способ представления входная информации, а также лексику, с помощью которой субъект планирует строить фразы на иностранном языке (выходная информация). Также в качестве входов тут фигурирует русский текст и текст на иностранном языке технического характера. К выходам еще прибавим текст, переведенный с иностранного на русский и с русского на иностранный. Выбранный способ обучения тоже относиться к входной информацией. Способ проверки усвоение знания - это и вход и выход. На входе - проверочные упражнения, вопросы для самоконтроля и так далее, на выходе - ответы на вопросы, тесты и упражнения. Таким образом, модель черного ящика у нас готова (при желании ее можно детализировать, сделав более подробной). Далее, модель состава. С точки зрения поставленных целей, в данной модели целесообразно выделить такие части системы, как сам обучаемый субъект, его мозг (память), учитель или учителя (под учителем может пониматься не только учитель человек, но и книга, онлайн курсы, иные учебные материалы). Саму память можно разделить на кратковременную и долговременную. Так как на обучение влияют воля и мотивация субъекта, эти факторы также следует включить в модель состава. Кроме того, будет полезно учесть также некоторые известные нам научные знания о мозге, о работе нервной системы. И тут мы плавно перешли к модели структуры. То есть, нам нужно учесть, что влияет на мотивацию, на проявление воли, на эффективность запоминания. Можно даже выявлять все эти взаимосвязи в ходе обучения, постоянно улучшая модель и делая обучение более эффективным. Стоит заметить, что само представление знаний в памяти тоже является, по сути, системой. И эту систему также можно описать в виде модели черно ящика, состава и структуры. Как раз разбором такого примера мы займемся на следующем уроке.
|
Пред. » |
---|