Философия технических наук. Урок 5. Формы научного знания. |
Автор megabax | |
11.04.2020 г. | |
Философия технических наук. Урок 5. Формы научного знания.В будущем уроке мы рассмотрим, что такое научная картина мира. Но, чтобы понять, что такое научная картинка мира, сначала поговорим о формах научного знания. Выделяют следующие пять форм научного знания:
Рассмотрим теперь все это более подробно. Научная проблема. Итак, научная проблема - это некоторое познавательное препятствие, которое надо преодолеть (решить научную проблему). Следует понимать, что кроме научной проблемы есть еще и научная задача. в принципе, это в некотором роде синониму, но между этими понятиями все таки есть различия. Задача - вопрос, разрешимый имеющимися теориями. Проблема, как правило, требует создания теории. Функции проблемы в научном исследовании.
Однако, не любая проблема может считаться научной. К постановке научных проблем предъявляют следующие требования:
Синтаксическая корректность - соблюдение синтаксических правил языка, на котором формулируется проблема. Для естественного языка характерна размытость семантических предписаний, но синтаксическая форма зачастую влияет на способ решения. Одну и ту же проблему можно сформулировать по-разному. Например, психолог Дункер (XX век) предложил студентам вопрос о лечении рака рентгеновским излучением, для одной группы -- так, чтобы лучи не повреждали здоровые ткани, -- а для другой - так, чтобы здоровые ткани не повреждались лучами. Большинство студентов предложило решения, соответствующие формулировке вопроса. Первая группа пыталась что-то сделать с лучами, а вторая -- со здоровой тканью. Семантически корректной считается проблема, все предпосылки которой истинны на момент постановки проблемы. Например, утверждение о непрерывности поглощения и испускания энергии - предпосылка классической физики - была отвергнута квантовой физикой. Семантический контекст проблемы относителен (семантика - учение о том, как знаки связаны с реальностью). Научная гипотеза. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. Пример таких открытых проблем можно привести из математики:
Научный факт. Факт (лат. Factum — свершившееся) — это термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному. Понятие «научный факт» существенно шире и многограннее понятия «факт», используемого в обыденной жизни. Научный факт является элементом научного знания, отражающим объективные свойства вещей и процессов. Научный факт – это событие, явление, которое используется для изучения темы, подтверждения выводов. Надо сказать, что научный факт – это всегда достоверная, объективная информация – факт выраженный научным языком и включен в систему научного знания. Примеры научных фактов:
Научная теория. Научная теория обобщает различные научные факты. Как правило, научная теория состоит из формул, законов и моделей, которые построены на эмпирических данных и проверенных (подтвержденных) гипотезах. Научная теория как форма организации знаний обеспечивает расширение сферы знания за пределами непосредственного наблюдения, поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием следующих элементов:
Под законом в научной теории понимается вербальное и/или математически выраженное утверждение, имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с ними. Непроверенное научное утверждение, предположение или догадку называют гипотезой. Закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных, называют эмпирическим законом. Теория, как правило, подлежит проверке. Большинство исследователей считает, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует. Научная парадигма. С точки зрения философии науки парадигма означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признаваемых на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности. Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины:
Существующая в настоящее время научная парадигма основывается на глобальных теоретических исследованиях выдающихся для своего времени философов и учёных – Юрия Лотмана (1922-1993), Барри Смита (р.1950), Чарльза Дарвина (1809-1882), Ивана Павлова (1849-1936) Нильса Бора (1985-1962), Альберта Эйнштейна (1879-1955) и многих других. В её основе лежат следующие основные идеологические принципы
|
« След. | Пред. » |
---|