Программирование - это просто
Advertisement
Главная arrow Наука для чайников arrow Философия технических наук. arrow Философия технических наук. Урок 4. Наука как социальный институт.
25.04.2024 г.
Главное меню
Главная
Интернет магазин
Программные продукты
Биржевые роботы
Искусственный интеллект
Математика и информатика
1С:Предприятие
Уроки C#
Уроки Delphi
Уроки программирования
Web-программирование
Дизайн и графика
Компьютер для блондинок
Исходники
Статьи
Платный раздел
Рассказы про компьютеры
Хитрости и секреты
Системный подход
Размышления
Наука для чайников
Друзья сайта
Excel-это не сложно
Все о финансах
.
Философия технических наук. Урок 4. Наука как социальный институт. Печать E-mail
Автор megabax   
08.01.2020 г.
New Page 1

Философия технических наук. Урок 4. Наука как социальный институт.

Как социальный институт наука сформировалась в XVI-XVII веках в европейских странах, таких как Италия, Англия и Франция. В первой половине XVII-ого века в Европе появилась так называемая республика ученых. Сначала эта республика ученых представляла собой просто многочисленные научные кружки, которые росли как грибы после дождя. В этих кружках ученые могли обмениваться мнениями, вести переписку, издавали первые научные журналы.

Надо сказать, что наука существовала еще и в античном мире, например, философская школа Платона. Наука была и в средние века. Тоже были различные научные школы, тоже была передача научных знаний от учителя к ученику. Но, тем не менее, считается, что наука начала институализироваться только в XVII-ом веке. Дело в том, что до этого наукой занимались лишь отдельные энтузиасты. Да, они организовывали свои школы, да, они могли передавать знания своим ученикам. Но только с XVII-ого века стали появляться серьезные научные организации. Как я уже сказал, это республика ученых во Франции, это Научное Королевское Общество в Великобритании, которое было создано в 1660 году. Будучи частной организацией, Лондонское Королевское Общество существующей на субвенции от правительства, играет важную роль в организации и развитии научных исследований в Великобритании и действует как совещательный орган при решении основных вопросов научной политики, выступая в качестве британской академии наук. Входит в британский Совет по науке. В настоящее время насчитывает свыше тысячи членов.
 

Далее, в XVII-XVIII веках был сделан следующий шаг по становлению науки как социального института - были созданы первые академии наук.

Становление науки как социального института имело большую роль в развитии общества. В частности, была сформирована система научных ценностей и норм. Также было установлено соответствие между этой системой  ценностей и системой ценностей общества. Отношение между обществом социальным институтом науки  является взаимообмен различными ресурсами.

Наука от общества получает следующие виды поддержки:

  • Финансовую.

  • Интеллектуальную.

  • Материальную (материалы и оборудование, например).

  • Моральную (например, одобрение, повышение престижа науки)..

С другой стороны, наука дает обществу:

  • Полезные знания, открытия.

  • Новые технологии, технический прогресс.

  • Улучшение качества жизни всех людей.

Со времен окончания Второй мировой войны социальный институт науки претерпевает значительные изменения. Встал серьезный вопрос о ценностях науки, так как Вторая мировая война наглядно показала, что наука может быть разной: созидательной и разрушительной.  С одной стороны, развитие науки создает новые средства, расширяет возможности человека. С другой стороны стороны, благодаря науке и техническому прогрессу в некоторых областях перед человечеством встают серьезные проблемы. Приведу лишь несколько примеров:

1. Достижение физики. Позволило создать оружие массового поражение, такое, как атомная бомба. Следствием таких событий, как ядерная бомбардировка городов Хиросимы и Нагасаки  стало ограничение распространения ядреного оружия и жесткий контроль за использованиям ядреной энергии., даже если она используется в мирных целях.

2. Биология. Яркий пример: жестокие научные эксперименты над узниками концлагерей, которые проводились нацисткой Германией и фашисткой Японией. На Нюрнбергском процессе в качестве подсудимых были также представили биологии и медицины. Их адвокат говорил: "Это было во имя прогресса науки".

Составной частью судебного вердикта Нюрнбергского трибунала стал так называемый Нюрнбергский кодекс - первый международный документ, содержащий этические нормы проведения экспериментов с участием человека в качестве испытуемого.

Как академическая система наука представляет собой организацию, состоящую из структур, специализирующихся на получении общественно-полезного знания. В частности, это учреждения:

  • Исследовательские;

  • Образовательные;

  • Просветительские.

Сначала небольшой экскурс в историю. В древности такими организациями были философские школы, например,  академия Платона, школа Аристотеля. В средние века были образовательными организациями являлись университеты (как светские, так и религиозные, при монастырях), мастерские алхимиков. В эпоху возрождения появились мастерские художников, которые тоже занимались научными исследованиями, например, Леонардо да Винчи. В новое время (XVII-ый век) появились национальные академии и Лондонское королевское общество. Со второй половины XVIII-ого века появились специальные научные заведения, а с начала XX-ого века появились прикладные (отраслевые) науки.  

В наше время существует более 15 тыс. научных дисциплин  и издаются более 100 тыс. научных журналов. Во второй половине XX-ого века появились даже наукограды: Гарвард, Оксфорд, Силиконовая Долина, Сколково. а также крупные научные институты и научно-производственные концерны.

 

 
« След.   Пред. »
 
© 2024 Программирование - это просто
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Design by Mamboteam.com | Powered by Mambobanner.de
Я принимаю Яндекс.Деньги