Философия технических наук. Урок 4. Наука как социальный институт. |
Автор megabax | |
08.01.2020 г. | |
Философия технических наук. Урок 4. Наука как социальный институт.Как социальный институт наука сформировалась в XVI-XVII веках в европейских странах, таких как Италия, Англия и Франция. В первой половине XVII-ого века в Европе появилась так называемая республика ученых. Сначала эта республика ученых представляла собой просто многочисленные научные кружки, которые росли как грибы после дождя. В этих кружках ученые могли обмениваться мнениями, вести переписку, издавали первые научные журналы. Надо сказать, что наука существовала еще и в античном мире,
например, философская школа Платона. Наука была и в средние века. Тоже были
различные научные школы, тоже была передача научных знаний от учителя к ученику.
Но, тем не менее, считается, что наука начала институализироваться только в
XVII-ом веке. Дело в том, что до этого наукой
занимались лишь отдельные энтузиасты. Да, они организовывали свои школы, да, они
могли передавать знания своим ученикам. Но только с XVII-ого
века стали появляться серьезные научные организации. Как я уже сказал, это
республика ученых во Франции, это Научное Королевское Общество в Великобритании,
которое было создано в 1660 году. Будучи частной организацией, Лондонское
Королевское Общество существующей на субвенции от правительства, играет важную
роль в организации и развитии научных исследований в Великобритании и действует
как совещательный орган при решении основных вопросов научной политики, выступая
в качестве британской академии наук. Входит в британский Совет по науке. В
настоящее время насчитывает свыше тысячи членов. Далее, в XVII-XVIII веках был сделан следующий шаг по становлению науки как социального института - были созданы первые академии наук. Становление науки как социального института имело большую роль в развитии общества. В частности, была сформирована система научных ценностей и норм. Также было установлено соответствие между этой системой ценностей и системой ценностей общества. Отношение между обществом социальным институтом науки является взаимообмен различными ресурсами. Наука от общества получает следующие виды поддержки:
С другой стороны, наука дает обществу:
Со времен окончания Второй мировой войны социальный институт науки претерпевает значительные изменения. Встал серьезный вопрос о ценностях науки, так как Вторая мировая война наглядно показала, что наука может быть разной: созидательной и разрушительной. С одной стороны, развитие науки создает новые средства, расширяет возможности человека. С другой стороны стороны, благодаря науке и техническому прогрессу в некоторых областях перед человечеством встают серьезные проблемы. Приведу лишь несколько примеров: 1. Достижение физики. Позволило создать оружие массового поражение, такое, как атомная бомба. Следствием таких событий, как ядерная бомбардировка городов Хиросимы и Нагасаки стало ограничение распространения ядреного оружия и жесткий контроль за использованиям ядреной энергии., даже если она используется в мирных целях. 2. Биология. Яркий пример: жестокие научные эксперименты над узниками концлагерей, которые проводились нацисткой Германией и фашисткой Японией. На Нюрнбергском процессе в качестве подсудимых были также представили биологии и медицины. Их адвокат говорил: "Это было во имя прогресса науки". Составной частью судебного вердикта Нюрнбергского трибунала стал так называемый Нюрнбергский кодекс - первый международный документ, содержащий этические нормы проведения экспериментов с участием человека в качестве испытуемого. Как академическая система наука представляет собой организацию, состоящую из структур, специализирующихся на получении общественно-полезного знания. В частности, это учреждения:
Сначала небольшой экскурс в историю. В древности такими организациями были философские школы, например, академия Платона, школа Аристотеля. В средние века были образовательными организациями являлись университеты (как светские, так и религиозные, при монастырях), мастерские алхимиков. В эпоху возрождения появились мастерские художников, которые тоже занимались научными исследованиями, например, Леонардо да Винчи. В новое время (XVII-ый век) появились национальные академии и Лондонское королевское общество. Со второй половины XVIII-ого века появились специальные научные заведения, а с начала XX-ого века появились прикладные (отраслевые) науки. В наше время существует более 15 тыс. научных дисциплин и издаются более 100 тыс. научных журналов. Во второй половине XX-ого века появились даже наукограды: Гарвард, Оксфорд, Силиконовая Долина, Сколково. а также крупные научные институты и научно-производственные концерны.
|
« След. | Пред. » |
---|