Программирование - это просто
Advertisement
Главная arrow Наука для чайников arrow Философия технических наук. arrow Философия технических наук. Урок 3. Наука как вид познавательной деятельности.
22.09.2020 г.
Главное меню
Главная
Интернет магазин
Программные продукты
Биржевые роботы
Искусственный интеллект
Математика и информатика
1С:Предприятие
Уроки C#
Уроки Delphi
Уроки программирования
Web-программирование
Дизайн и графика
Компьютер для блондинок
Исходники
Статьи
Платный раздел
Рассказы про компьютеры
Хитрости и секреты
Системный подход
Размышления
Наука для чайников
Друзья сайта
Excel-это не сложно
Все о финансах
Философия технических наук. Урок 3. Наука как вид познавательной деятельности. Печать E-mail
Автор megabax   
08.01.2020 г.
New Page 1

Философия технических наук. Урок 3. Наука как вид познавательной деятельности.

Как специфический вид познавательной деятельности, наука представляет собой познавательный процесс, в котором участвует субъект и объект научного познания.  Субъект науки - это ученый, исследователь, научно исследовательский коллектив. Это состояние проявляется в разных формах. В качестве субъекта науки может быть и все общество, так как оно обладает определенными познаниями, которые выражены в научной картине мира.

Субъект науки должен быть профессионально подготовлен и обладать определенной системой ценностей. Тут может возникнуть вопрос: если все общество в какой то мере может являться субъектом науки, то оно должно быть профессионально подготовлено? Да, такое состояние, как профессиональная подготовка очень желательна для всего общества, хотя это, главным образом, требование к личности.

Так как мы затронули тему ценностей, то надо сказать, что ценности изучает такой раздел философии, как аксиология. Существуют несколько аксиологических теорий:

  • Натуралистический психологизм. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

  • Трансцендентализм. Суть этого учения заключается в том, что ценность представляется как идеальное бытие, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

  • Персоналистический онтологизм. Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.
  • Культурно-исторический релятивизм. Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
  • Социологизм. Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей. Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.
     

Наука амбивалентна. При помощи науки можно создать нечто полезное и ценное для человека, а можно и нечто разрушительное, например, ядерное оружие. Кроме того, были случаи, когда отдельные деятели проводили жестокие эксперименты над людьми (в частности, в Германии во времена фашизма), а потом оправдывали свои действия тем, что это было ради науки. Все это в совокупности стало причиной разработки так называемой научной этики. Научная этика —  это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. Кроме того, научная этика - это также сод моральных принципов.

В научной этике есть разрешительная и (что должен делать ученый) и запретительная (что не должен делать учены) части.

Разрешительная часть:

  • Ученый должен быть нацелен на поиск истины.

  • Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.

  • Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от характеристик её автора, например, его социального статуса.

  • Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

  • Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигаемым их коллегами.

Запретительная часть:

  • Нельзя искажать истину в угоду любым социальным, политическим и эгоистическим целях.

  • Нельзя присваивать результаты (авторство) чужих достижений (запрет на плагиат).

  • Нельзя подтасовывать научные фактов, экспериментальные данные и т.п.

  • Нельзя заниматься демагогией. Демагогию можно определить как совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. В этом случае демагогия находится между логикой и ложью. Демагогия является неэтичной формой дискуссии.

  • Нельзя использовать ложное соавторство. Оно возможно в нескольких случаях˸  когда соавторы равны по статусу и действуют по принципу˸ "ты - мне, я - тебе";  когда для более успешного внедрения результатов, их публикации привлекается "соавтор-таран", обладающий крайне важной "пробивной способностью";
     

Итак, мы обсудили субъект науки и научную этику. Теперь перейдем к рассмотрению объекта науки. Объект науки - это то, что познает человек в ходе научной деятельности. Объектом науки являются фрагменты природы, социальные подсистемы, общество, состояние человека и сознания, продукты человеческой деятельности (например, технологии) функционирующие и развивающиеся по своим законам.  Наука отличается от других способов познания наличием предметного и объективного подхода к изучению мира.

Наука способно выходить за рамки исторического типа практики и открывать новые предметные миры, которые становятся объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.


 

 
« След.   Пред. »
 
© 2020 Программирование - это просто
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Design by Mamboteam.com | Powered by Mambobanner.de
Я принимаю Яндекс.Деньги