New Page 1
Философия технических наук. Урок 3.
Наука как вид познавательной деятельности.
Как специфический вид познавательной деятельности, наука
представляет собой познавательный процесс, в котором участвует субъект и объект
научного познания. Субъект науки - это ученый, исследователь,
научно исследовательский коллектив. Это состояние проявляется в разных формах. В
качестве субъекта науки может быть и все общество, так как оно обладает
определенными познаниями, которые выражены в научной картине мира.
Субъект науки должен быть профессионально подготовлен и
обладать определенной системой ценностей. Тут может возникнуть вопрос: если все
общество в какой то мере может являться субъектом науки, то оно должно быть
профессионально подготовлено? Да, такое состояние, как профессиональная
подготовка очень желательна для всего общества, хотя это, главным образом,
требование к личности.
Так как мы затронули тему ценностей, то надо сказать, что
ценности изучает такой раздел философии, как аксиология. Существуют
несколько аксиологических теорий:
-
Натуралистический психологизм. Данная теория сводится к тому, что
источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных
потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в
качестве некоторых фактов.
-
Трансцендентализм. Суть этого учения заключается в том, что
ценность представляется как идеальное бытие, соотносящимся не с эмпирическим,
но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности
не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности
должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо
идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить
идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются
ценности.
- Персоналистический онтологизм. Персоналистический онтологизм
развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей
«логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру,
«вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой
служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной
ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности.
Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации
ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.
- Культурно-исторический релятивизм. Эта теория связана с именем
Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть
множественность равноправных ценностных систем, зависящих от
культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких
контекстов.
- Социологизм. Вебер развил представление неокантианцев о ценности
как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил
его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе
структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности
приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и
описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба
предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей. Проблема
ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором
обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого
дискредитируются.
Наука амбивалентна. При помощи науки можно создать нечто
полезное и ценное для человека, а можно и нечто разрушительное, например,
ядерное оружие. Кроме того, были случаи, когда отдельные деятели проводили
жестокие эксперименты над людьми (в частности, в Германии во времена фашизма), а
потом оправдывали свои действия тем, что это было ради науки. Все это в
совокупности стало причиной разработки так называемой научной этики.
Научная этика — это совокупность официально опубликованных правил,
нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Учёный должен
следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными
исследованиями. Кроме того, научная этика - это также сод моральных принципов.
В научной этике есть разрешительная и (что должен делать
ученый) и запретительная (что не должен делать учены) части.
Разрешительная часть:
-
Ученый должен быть нацелен на поиск истины.
-
Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты
для научного сообщества.
-
Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы
должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам
научной деятельности, а не от характеристик её автора, например, его
социального статуса.
-
Бескорыстность — при опубликовании научных результатов
исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме
удовлетворения от решения проблемы.
-
Организованный скептицизм — исследователи должны критично
относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигаемым их коллегами.
Запретительная часть:
-
Нельзя искажать истину в угоду любым социальным,
политическим и эгоистическим целях.
-
Нельзя присваивать результаты (авторство) чужих достижений
(запрет на плагиат).
-
Нельзя подтасовывать научные фактов, экспериментальные
данные и т.п.
-
Нельзя заниматься демагогией. Демагогию можно определить
как совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи
правым. В этом случае демагогия находится между логикой и ложью. Демагогия
является неэтичной формой дискуссии.
-
Нельзя использовать ложное соавторство. Оно возможно в
нескольких случаях˸ когда соавторы равны по статусу и действуют по
принципу˸ "ты - мне, я - тебе"; когда для более успешного внедрения
результатов, их публикации привлекается "соавтор-таран", обладающий крайне
важной "пробивной способностью";
Итак, мы обсудили субъект науки и научную этику. Теперь
перейдем к рассмотрению объекта науки. Объект науки - это то, что познает
человек в ходе научной деятельности. Объектом науки являются фрагменты природы,
социальные подсистемы, общество, состояние человека и сознания, продукты
человеческой деятельности (например, технологии) функционирующие и развивающиеся
по своим законам. Наука отличается от других способов познания наличием
предметного и объективного подхода к изучению мира.
Наука способно выходить за рамки исторического типа практики
и открывать новые предметные миры, которые становятся объектами практического
освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.
|