Программирование - это просто
Advertisement
Главная arrow Искусственный интеллект arrow Исследование сознания. arrow Исследование сознания. Шаг 4. Проблемы исследования сознания
27.04.2024 г.
Главное меню
Главная
Интернет магазин
Программные продукты
Биржевые роботы
Искусственный интеллект
Математика и информатика
1С:Предприятие
Уроки C#
Уроки Delphi
Уроки программирования
Web-программирование
Дизайн и графика
Компьютер для блондинок
Исходники
Статьи
Платный раздел
Рассказы про компьютеры
Хитрости и секреты
Системный подход
Размышления
Наука для чайников
Друзья сайта
Excel-это не сложно
Все о финансах
.
Исследование сознания. Шаг 4. Проблемы исследования сознания Печать E-mail
Автор megabax   
03.01.2020 г.
New Page 1

Исследование сознания. Шаг 4. Проблемы исследования сознания

Самая главная проблема исследования сознания, на мой взгляд, это субъективная природа данного явления. Все остальные проблемы, в принципе, логически вытекают из нее. Вот например, возьмем восприятие красного цвета. По сути, мы видим красный цвет потому что рецепторы на нашей сетчатке глаза реагируют на соответствующую длину волны и передают в мозг эту информацию, тем самым создавая ощущение красного. Но вот интересный вопрос: а другие люди тоже красный цвет видят красным, как я? Может, кто-то видит его так, как я вижу синий, но называет его красным, потому что этот цвет принято называть красным? А синий, соответственно, он воспринимает, к примеру, как красный. На самом деле проверить это невозможно. Давайте представим такую гипотетическую ситуацию: два человека живут в мире, где существует только синий и зеленый цвета. Но тем не менее, они способны различать и красный цвет. Только один из них красный воспринимает как синий, а синий как красный. А другой воспринимает цвета правильно. И так, в этом мире один человек вместо синего видит красный цвет, но называет его синим, потому что так принято. Далее, они выходят в другой мир, где есть красный цвет. Для них это будет новый цвет, созерцания которого вызовет в мозгу новое ощущение. Только у одного это ощущение как от красного цвета, а у другого как от синего. Первый видел только синий цвет и не знает красного. Второй видел только красный (вместо синего) и не знал синего. Оба назвали этот новый цвет красным, совершенно не зная о том, что для одного этот цвет на самом деле выглядит как синий. И для этого второго человека ощущение синего тоже будет новое. Но он по договоренности с первым продолжает называть его красным. 

Другой интересный вопрос: это наличие сознания у другого субъекта(объекта). Мы все верим, что у других людей тоже есть сознание, полагая, что раз есть у нас - то есть и у других. Эта уверенность кажется нам очевидной и незыблемой. Но давайте зададим другой вопрос. А если ли сознание у животных? У обезьян, у собак, у кошек? А у лягушек или муравьев есть сознание? Как это проверить?

Давайте представим, что на Землю прилетел звездолет с гуманоидами на борту. Они выглядят так же как мы. И ведут себя тоже так же как люди. Как вы думаете, есть ли у них сознание? Скорее всего, большинство людей ответят, что да, у них есть сознание. Но ведь никто не проверял! Откуда это знать? Это вопрос из серии, есть ли сознание у других людей? На основании того, что другое существо похоже на нас и ведет себя так же как мы, мы предполагаем, что у него есть такое же сознание, как и у нас. Но опять же, это никто не проверял. Можно поставить под сомнение даже возможность существования сознания у другого человека. На первый взгляд, мысль кажется абсурдной. Но давайте проведем еще один мысленный эксперимент. Представим недалекое будущее. Вы обнаруживаете у себя в почтовом ящике очередной спам от стоящего неподалеку от дома магазина бытовой техники. Уже готовы выбросить этот бесполезный разноцветный клочок бумаги. И тут ваше внимание привлекает рекламный заголовок: "Внимание! Новинка! Робот, реально обладающий сознанием!".  Чисто из любопытства вы читаете. Оказывается, рекламируемый робот, якобы обладающий сознанием, стоит столько же, сколько и обычный киборг. А вы как раз собирались приобрести себе домашнего робота, потому что вам уже надоела самому делать в квартире уборку, мыть посуду и готовить завтрак. И вы, опять же, из чистого любопытства клюете  на рекламу: как же, цена такая же, а тут робот еще и сознанием обладает, интересно". Но как вы узнаете, что робот действительно обладает сознанием? Как вы проверите, что сознание робота - это не очередной трюк нечистых на руку маркетологов? Давайте будем воображать дальше. Допустим, киборг разговаривает человеческим голосом, проходит тест Тьюринга, вместе с вами смотрим ваши любимые фильмы и сопереживает за героев как реальный человек. И вообще, его поведение не отличается от поведения живых людей. По началу вы можете думать, что все это искусная имитация. Но потом у вас возникнет вопрос: а разве можно смоделировать все это? Слишком уж естественно ведет себя робот. В конце концов, вы будете готовы поверить в то, что у робота есть сознание.

А теперь остановимся и вернемся в реальный мир. Давайте зададимся вопросом: а обладает ли сознанием программа, играющая в шахматы? Большинство скажут, что нет. И это кажется очевидным. А теперь давайте представим, что вы играете в шахматы не с программой, а с другим человеком, но не видите его перед собой. Допустим, другой игрок находиться в соседней комнате, или вообще за несколько тысяч километров от вас. Но если прога играет так же хорошо, как живой человек, то сможете ли вы сказать, с ботом вы играете или с человеком? Что же получается? Программа, которая, по сути, не совершенна, достаточно качественно имитирует отдельные действия человека. но что если программу сделать более совершенной? Если возможно запрограммировать логическое мышление игрока в шахматы, то почему нельзя запрограммировать имитацию отдельных аспектов человеческого поведения? Имитацию эмоций? Кто то может сказать, что если киборг будет полностью имитировать существо, обладающее сознанием, то он и будет обладать сознанием. Но это не факт. Имитация чего либо это не то что мы имитируем. Жвачка со вкусом апельсина - это не апельсин. Компьютерная модель урагана, созданная с целью предсказать погоду - это не сам ураган. Кроме того,  вопрос "что же такое сознание" пока открыт. Наука так и не дала на него окончательного ответа.

Итак, теперь, думаю понятна суть проблемы субъективности сознания. Мы не можем знать, есть ли сознание у другого субъекта(объекта). Единственное, что мы можем предполагать - это наличие сознания по каким-то внешним признакам.  Но есть и другая проблема, которая логически вытекает из первой - мы не знаем источник нашего сознания. Давайте опять мысленно перенесемся в ближайшее будущее. Допустим, некому пожилому человеку ставят искусственное сердце, что бы продлить его жизнь. Проходит какое то время. Такой же замене подвергаются почки, печень и другие органы. Затем очередь доходит до рук, ног. Глаза тоже подвергаются старению. Их заменяют на видеокамеры, присоединяя ее напрямую к нервам, которые ранее получали сигналы от сетчатки. И вот уже у человека остается только один естественный орган - мозг. Будет ли он по прежнему обладать сознанием? Скорее, большинство решит, что да. Действительно, живут же люди без руки, без ноги. Точно так же человек будет жить и с искусственной рукой, ногой, да еще и сможет двигать ею. Люди живут так же и с искусственными клапанами сердца, точно так же смогут жить и с полностью искусственным сердцем и другими органами. Но что будет, когда мы станем заменять отдельные участки мозга (они же тоже стареют!) на чипы, которые выполняют те же функции. Вот мы поставили ему искусственным мозжечок. Затем у пациента стало плохо с памятью, он начал все забывать. Но это же будущее! У нас есть технологии, что бы скопировать из нейронов сохранившиеся воспоминания на "флэшку" и вставить ее в мозг вместо его погибающей части, соединив с еще живыми остатками нейронов, полностью скопировав ранее существующие связи. Будет ли после этого такой человек обладать сознанием? А если заменить весь мозг и даже те  участки, которые отвечают за сознание? Если сознание - это действительно просто информационный процесс, то да, полученный киборг будет обладать сознанием. И жить нашего пациента продолжиться в новом, уже полностью искусственном теле. Но что если сознание - это не просто процесс. Что, если только мозг каким-то чудесным образом способен порождать сознание? Тогда с заменой нервных клеток на чипы для нашего пациента будет тоже самое, что и смерть. А созданный таким образом киборг - это новое искусственное существо, лишенное сознания. И, кстати, есть некоторые основания, которые позволяют предположить второй вариант.

Обратимся в книге Р. Пенроуза "Тени разума".  В ней он приводит пример с некой шахматной программой "Deep Thought", которая обыграла многих знаменитых гроссмейстеров. Но, когда этой программе дали решить простейшую шахматную задачку типа вот этой:

Исследование сознания. Шаг 4. Проблемы исследования сознания

Как же так получилось, что столь искусный шахматист сделал такой глупый ход? А все очень просто.  Компьютер строго следует заложенной в него программе.  И, если данной ситуации программист не предусмотрел, то программа и не смогла решить ее правильно. Зато она эффективно обрабатывает ситуации, которые часто встречаются в шахматах и поэтому заложенные в алгоритм. Иными словами, в человеке есть нечто, что, по словам Пенроуза, невозможно запрограммировать никакими вычислительными алгоритмами.

Тогда как же быть?  Остается судить о сознание по его внешним проявлениям, хотя, как это уже выяснилось, это далеко не самый адекватный и объективный вариант. Иного способа, к сожалению, нет. Но это мы обсудим уже в следующей статье.

 

 

 

 
« След.   Пред. »
 
© 2024 Программирование - это просто
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Design by Mamboteam.com | Powered by Mambobanner.de
Я принимаю Яндекс.Деньги