Delphi. Урок 3. Другие компоненты Delphi (TLabel и TEdit) |
Автор megabax | |||
16.06.2009 г. | |||
Другие компоненты Delphi (TLabel и TEdit)
В предыдущей статье я рассказал про обработчики событий. До этого речь шла про то, что такое вообще компоненты (components) и с чем их едят. До сих пор мы рассматривали только один компонент Button. Пришло время изучить остальные компоненты. И так, начнем с TLabel. Так же, как TButton он находиться на закладке Standart*:
Если его положить на форму, то мы увидим просто текст. Который соответствует значению свойства Caption. Как вы наверняка догадались, этот компонент используют для надписей. Кстати, эти самые надписи можно сделать цветными, изменяя свойство Color (цвет)*. Правда, меняя это свойство, мы меняем не цвет текста, а цвет фона. Что бы сменить цвет теста, используем свойство Font*.
В Object Inspector-е в поле редактирования этого свойства есть кнопка вызова диалога. При ее нажатии вызывается окно, где можно изменить параметры свойства Font (цвет, размер и начертания шрифта и т. д.), которое, само по себе, тоже является объектом. А теперь вспомним первую статью, в которой я провел аналогию между объектами и живыми организмами. Как я уже говорил, объекты в Delphi, как живые организмы состоят из клеток, тоже состоят из более мелких объектов. А те, в свою очередь, еще из более мелких. Свойство Font – это как раз пример того, как большие объекты включат в себя более мелкие. Теперь перейдем к следующему компоненту: TEdit, который выглядит вот так . Этот компонент является полем редактирования предназначен для ввода и редактирования однострочного текста. Введенный текст является значением свойства Text. Теперь мы знаем достаточно компонентов, что бы написать простейший калькулятор, складывающий два числа. И так, положим на форму два компонента TEdit, один TButton и один TLabel*.
Что бы наша программа имела удобоваримый код, присвоим нашим объектам нормальные идентификаторы (свойства Name). Для TLabel сделаем идентификатор lbResult, для TEdit edNumber1 и edNumber2 соответственно, для кнопочки btnCalk. Если мы после этого заглянем в код программы, для чего нажмем кнопку «Toggle / from unit»*
то увидим вот такой текст:
Программа (а это именно программа, которая пока еще ничего не делает, кроме того, что выводит форму с бесполезными пока элементами), начинается со словам Unit. Это слово обозначает имя модуля, которое сразу же идет после него. Попробуем сохранить нашу программу под другим именем, через меню «File» à «Save». У нас сразу же автоматом поменяется текст после Unit. Далее, идет ключевое слово Interface, которое обозначает, что начинается раздел программы, в которой описывается, какие типы, переменные и будут использованы в программе. В Object Pascal-е, в отличии от других языков, нельзя создавать переменные «на лету», их нужно объявить заранее. Кому то такой подход может показаться неудобным. Но, на самом деле, это является правильным стилем программирования. Если до начала программы программист не знает, какие структуры данных будут использованы в программе, то, скорее, всего, неверно или некачественно выполнена постановка задачи. Сам раздел объявлений так же делится на подразделы: 1. Раздел подключаемых модулей (слово uses) 2. Раздел объявления типов (слово type) 3. Раздел объявления переменных (слово var). После раздела объявления идет раздел реализации программы (implementation). Он пока у нас пустой. Но, прежде чем заполнить его, давайте типу Form1 и переменной Form1присвоим нормальные имена. Не в коем случае нельзя это делать прямо в тексте. Форма сама по себе является компонентом Delphi, хотя ее и нет на закладках компонентов. Но если мы щелкнем на форму и переключимся на Object Inspector, то сможем изменить свойства формы. Давайте отредактируем знакомые нам свойства Name и Caption. Например, назначим форме идентификатор frmMain, а заголовок «простейший калькулятор». Если мы сейчас посмотрим текст программы, то увидим что вместо TForm1 = class(TForm) у нас теперь TfrmMain = class(TForm), а вместо Form1: TForm1 стало frmMain: TfrmMain. Щелкнем два раза мышкой на кнопочке (btnCalk), для того, что бы создать обработчик события OnClick. Как вы уже заметили, данный обработчик появился после слова implementation, в разделе реализации программы. Введем между begin и end строчку
FloatToStr – это функция, которая преобразует число с плавающей точкой в строку, а StrToFloat наоборот, сороку в число. Тоесть, сперва мы преобразуем содержимое полей редактирования в числа, складываем их и результат преобразуем обратно в строку, что бы вывести как текст в Label. Если мы запустим программу и введем данные корректно, то, нажав на кнопку, увидим, что над полями редактирования отобразилась сумма Если вместо цифр ввести какую нибудь ерунду, то возникнет исключительная ситуация и программа выдаст сообщение об ошибке:
(C) Шуравин Александр 2009
Скриншоты, помеченные знаком * , являются цитатами и иллюстрациями программного продукта "Delphi", авторское право на который принадлежит "Borland Software Corporation".
|
|||
Последнее обновление ( 15.07.2012 г. ) |
« След. | Пред. » |
---|