Программирование - это просто
Advertisement
Главная arrow Уроки программирования arrow Delphi - это просто! arrow Delphi. Урок 3. Другие компоненты Delphi (TLabel и TEdit)
18.04.2024 г.
Главное меню
Главная
Интернет магазин
Программные продукты
Биржевые роботы
Искусственный интеллект
Математика и информатика
1С:Предприятие
Уроки C#
Уроки Delphi
Уроки программирования
Web-программирование
Дизайн и графика
Компьютер для блондинок
Исходники
Статьи
Платный раздел
Рассказы про компьютеры
Хитрости и секреты
Системный подход
Размышления
Наука для чайников
Друзья сайта
Excel-это не сложно
Все о финансах
.
Delphi. Урок 3. Другие компоненты Delphi (TLabel и TEdit) Печать E-mail
Автор megabax   
16.06.2009 г.
В предыдущей статье я рассказал о том

Другие компоненты Delphi (TLabel и TEdit)

 

В предыдущей статье я рассказал про обработчики событий. До этого речь шла про то, что такое вообще компоненты (components) и с чем их едят. До сих пор мы рассматривали только один компонент Button. Пришло время изучить остальные компоненты. И так, начнем с TLabel.   Так же, как TButton он находиться на закладке Standart*:

 

программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit)

 

Если его положить на форму, то мы увидим просто текст.  Который соответствует значению свойства Caption. Как вы наверняка догадались, этот компонент используют для надписей. Кстати, эти самые надписи можно сделать цветными, изменяя свойство Color (цвет)*.

программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit)

Правда, меняя это свойство, мы меняем не цвет текста, а цвет фона. Что бы сменить цвет теста, используем свойство Font*.

 

программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit)

 

В Object Inspector-е в поле редактирования этого свойства есть кнопка вызова диалога. При ее нажатии вызывается окно, где можно изменить параметры свойства Font (цвет, размер и начертания шрифта и т. д.), которое, само по себе, тоже является объектом.

А теперь вспомним первую статью, в которой я провел аналогию между объектами и живыми организмами. Как я уже говорил, объекты в Delphi,  как живые организмы состоят из клеток, тоже состоят из более мелких объектов. А те, в свою очередь, еще из более мелких. Свойство Font – это как раз пример того, как большие объекты включат в себя более мелкие.

Теперь перейдем к следующему компоненту: TEdit, который выглядит вот так программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit).  Этот компонент является полем редактирования предназначен для ввода и редактирования однострочного текста.  Введенный текст является значением свойства Text.

Теперь мы знаем достаточно компонентов, что бы написать простейший калькулятор, складывающий два числа. И так, положим на форму два компонента TEdit, один TButton и один TLabel*.

программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit)

 

Что бы наша программа имела удобоваримый код, присвоим нашим объектам нормальные идентификаторы (свойства Name). Для TLabel сделаем идентификатор lbResult, для TEdit edNumber1 и edNumber2 соответственно, для кнопочки btnCalk. Если мы после этого заглянем в код программы, для чего нажмем кнопку «Toggle / from unit»*

 

программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit)

 

то увидим вот такой текст:

 

unit Unit1;

 

interface

 

uses

  Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

  Dialogs, StdCtrls;

 

type

  TForm1 = class(TForm)

    lbResult: TLabel;

    edNumber1: TEdit;

    edBumber2: TEdit;

    btnCalk: TButton;

  private

    { Private declarations }

  public

    { Public declarations }

  end;

 

var

  Form1: TForm1;

 

implementation

 

{$R *.dfm}

 

end.

 

Программа (а это именно программа, которая пока еще ничего не делает, кроме того, что выводит форму с бесполезными пока элементами), начинается со словам Unit. Это слово обозначает имя модуля, которое сразу же идет после него. Попробуем сохранить нашу программу под другим именем, через меню «File» à  «Save». У нас сразу же автоматом поменяется текст после Unit.

Далее, идет ключевое слово Interface, которое обозначает, что начинается раздел программы, в которой описывается, какие типы, переменные и будут использованы в программе. В Object Pascal-е, в отличии от других языков, нельзя создавать переменные «на лету», их нужно объявить заранее. Кому то такой подход может показаться неудобным. Но, на самом деле, это является правильным стилем программирования. Если до начала программы программист не знает, какие структуры данных будут использованы в программе, то, скорее, всего, неверно или некачественно выполнена постановка задачи.

Сам раздел объявлений так же делится на подразделы:

1.      Раздел подключаемых модулей (слово uses)

2.      Раздел объявления типов (слово type)

3.      Раздел объявления переменных (слово var).

После раздела объявления идет раздел реализации программы (implementation). Он пока у нас пустой. Но, прежде чем заполнить его, давайте типу Form1 и переменной Form1присвоим нормальные имена. Не в коем случае нельзя это делать прямо в тексте. Форма сама по себе является компонентом Delphi, хотя ее и нет на закладках компонентов. Но если мы щелкнем на форму и переключимся на Object Inspector, то сможем изменить свойства формы. Давайте отредактируем знакомые нам свойства Name и Caption. Например, назначим форме идентификатор frmMain, а заголовок «простейший калькулятор».

Если мы сейчас посмотрим текст программы, то увидим что вместо  TForm1 = class(TForm) у нас теперь   TfrmMain = class(TForm), а вместо  Form1: TForm1 стало frmMain: TfrmMain.

Щелкнем два раза мышкой на кнопочке (btnCalk), для того, что бы создать обработчик события OnClick. Как вы уже заметили, данный обработчик появился после слова implementation, в разделе реализации программы. 

Введем между begin и end строчку

 

lbResult.Caption:=FloatToStr(StrToFloat(edNumber1.Text)+StrToFloat(edNumber2.Text));

 

FloatToStr – это функция, которая преобразует число с плавающей точкой в строку, а StrToFloat наоборот, сороку в число. Тоесть, сперва мы преобразуем содержимое полей редактирования в числа, складываем их и результат преобразуем обратно в строку, что бы вывести как текст в Label.

Если мы запустим программу и введем данные корректно, то, нажав на кнопку,  увидим, что над полями редактирования отобразилась сумма

программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit)

Если вместо цифр ввести какую нибудь ерунду, то возникнет исключительная ситуация и программа выдаст сообщение об ошибке:

программирование на delphi (компоненты TLabel, TEdit)

 

(C) Шуравин Александр 2009

 


Скриншоты, помеченные знаком * , являются цитатами и иллюстрациями   программного продукта "Delphi", авторское право на который принадлежит "Borland Software Corporation".


 

Последнее обновление ( 15.07.2012 г. )
 
« След.   Пред. »
 
© 2024 Программирование - это просто
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Design by Mamboteam.com | Powered by Mambobanner.de
Я принимаю Яндекс.Деньги