Программирование - это просто
Advertisement
Главная arrow Размышления arrow Компьютерное моделирование систем arrow Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".
05.05.2024 г.
Главное меню
Главная
Интернет магазин
Программные продукты
Биржевые роботы
Искусственный интеллект
Математика и информатика
1С:Предприятие
Уроки C#
Уроки Delphi
Уроки программирования
Web-программирование
Дизайн и графика
Компьютер для блондинок
Исходники
Статьи
Платный раздел
Рассказы про компьютеры
Хитрости и секреты
Системный подход
Размышления
Наука для чайников
Друзья сайта
Excel-это не сложно
Все о финансах
.
Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник". Печать E-mail
Автор megabax   
25.12.2012 г.
New Page 2

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

Это последний урок из серии "Моделирование систем", публикуемый в бесплатном разделе. Начиная со следующего, публикация уроков будет продолжена в платном разделе. В бесплатном же разделе иногда, возможно, будут опубликованы некоторые отдельные статьи, посвященные моделированию систем.

Исходники к уроку можно скачать здесь.

Сегодня мы разработаем программу для моделирования простейшего пружинного маятника. Сначала разработаем математическую модель. И так, маятник у нас имеет массу m, в текущий момент времени он находиться в положении x, имеет скорость v и ускорение a. На него действует сила натяжения пружины F, которая равна

 

F=-Fx * x

 

где Fx - удельная сила натяжения пружины. Знак минус означает, что пружина тянет маятник в сторону, противоположную смещению маятника из положения равновесия.

Сила натяжения пружины создает маятнику ускорение

   

a=F/m

 

Скорость маятника меняется по формуле:

 

v=v0+a*t

 

где v0 - старая скорость, a - ускорение, t - размер кванта времени.

За квант времени t местоположение маятника меняется по такому закону:

 

x=x+v*t

Теперь реализуем это программно:

    class Pendulum : BaseClass

    {

        /// <summary>

        /// Координата x маятника

        /// </summary>

        public double x { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Масса маятника

        /// </summary>

        public double m { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Удельная сила натяжения пружины

        /// </summary>

        public double Fx { get; set; }

 

        private double _F;

 

        /// <summary>

        /// Сила натяжения пружины

        /// </summary>

        public double F

        {

            get

            {

                return _F;

            }

        }

 

        /// <summary>

        /// Скорость движения маятника

        /// </summary>

        public double v { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Ускорение маятника

        /// </summary>

        public double a { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Размер кванта времени

        /// </summary>

        public double quantumTimeSize { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Отработка одного кванта времени

        /// </summary>

        public void quantumTime()

        {

            v = v + a * quantumTimeSize; //вычислим изменения скорости

            x = x + v * quantumTimeSize; //вычислим новое положение маятника на оси x

            _F = - Fx * x; //вычислим силу натяжения пружины

            a = F / m; //вычислим ускорение, создаваемое силой натяжения пружины

        }

 

 

        /// <summary>

        /// Заголовок класса

        /// </summary>

        /// <returns>Заголовок класса</returns>

        public override string GetClassCaption()

        {

            return "Маятник";

        }

    }

 

для тестирования вновь создадим форму с Chart, как это делали на уроке 3:

 

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

 

 

Вот как у нас будет выглядеть процедура симуляции:

 

        private void btnSimul_Click(object sender, EventArgs e)

        {

            Pendulum pend = new Pendulum();

            pend.a = Convert.ToDouble(tba.Text);

            pend.Fx = Convert.ToDouble(tbFx.Text);

            pend.m = Convert.ToDouble(tbm.Text);

            pend.quantumTimeSize = Convert.ToDouble(tbquantumTimeSize.Text);

            pend.v = Convert.ToDouble(tbv.Text);

            pend.x = Convert.ToDouble(tbx.Text);

 

            chart.Series.Clear();

            chart.Series.Add("Коордианат x");

            chart.Series.Add("Скрость v");

            chart.Series.Add("Ускорение a");

            chart.Series[0].ChartType = SeriesChartType.Line;

            chart.Series[0].BorderWidth = 3;

            chart.Series[1].ChartType = SeriesChartType.Line;

            chart.Series[1].BorderWidth = 3;

            chart.Series[2].ChartType = SeriesChartType.Line;

            chart.Series[2].BorderWidth = 3;

 

            int cn = Convert.ToInt32(tbCount.Text);

 

            for (int i = 1; i < cn; i++)

            {

                chart.Series[0].Points.AddXY(i, pend.x);

                chart.Series[1].Points.AddXY(i, pend.v);

                chart.Series[2].Points.AddXY(i, pend.a);

                pend.quantumTime();

            }

       

        }

И вот как будет выглядеть график движения маятника:

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

теперь немножко усложним модель и добавим к ней внешнее воздействие - кратковременные толчки силой Fp, длительностью N квантов времени и периодичность M квантов времени. Для этого нам надо немного переделать класс Pendulum:

using System;

using System.Collections.Generic;

using System.Linq;

using System.Text;

 

namespace WindowsFormsApplication1

{

    class Pendulum : BaseClass

    {

        /// <summary>

        /// Координата x маятника

        /// </summary>

        public double x { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Масса маятника

        /// </summary>

        public double m { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Удельная сила натяжения пружины

        /// </summary>

        public double Fx { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Внешняя сила

        /// </summary>

        public double Fp { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Длительность импульса внешней сила, квантов времени

        /// </summary>

        public double N { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Периодчиность следования импульстов, квантов времени

        /// </summary>

        public double M { get; set; }

 

        private double _F;

        private double _n;

        private double _m;

 

        /// <summary>

        /// Сила натяжения пружины

        /// </summary>

        public double F

        {

            get

            {

                return _F;

            }

        }

 

        /// <summary>

        /// Скорость движения маятника

        /// </summary>

        public double v { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Ускорение маятника

        /// </summary>

        public double a { get; set; }

 

        /// <summary>

        /// Размер кванта времени

        /// </summary>

        public double quantumTimeSize { get; set; }

 

        public Pendulum()

        {

            _n = 0;

            _m = 0;

        }

 

        /// <summary>

        /// Отработка одного кванта времени

        /// </summary>

        public void quantumTime()

        {

 

            double _Fp=0;

            if (_m == 0)

            {

                _n = N;

                _m = M;

            }

            else

            {

                _m = _m-1;

            }

            if (_n != 0)

            {

                _Fp = Fp;

                _n = _n - 1;

            }

            else

            {

                _Fp = 0;

            }

 

 

            v = v + a * quantumTimeSize; //вычислим изменения скорости

            x = x + v * quantumTimeSize; //вычислим новое положение маятника на оси x

            _F = - Fx * x; //вычислим силу натяжения пружины

            a = (_Fp + F) / m; //вычислим ускорение, создаваемое силой натяжения пружины и внешней силой

        }

 

 

        /// <summary>

        /// Заголовок класса

        /// </summary>

        /// <returns>Заголовок класса</returns>

        public override string GetClassCaption()

        {

            return "Маятник";

        }

    }

}

ну, и, соответственно, чуть чуть внесем изменения в процедуру симуляии:

        private void btnSimul_Click(object sender, EventArgs e)

        {

            Pendulum pend = new Pendulum();

            pend.a = Convert.ToDouble(tba.Text);

            pend.Fx = Convert.ToDouble(tbFx.Text);

            pend.m = Convert.ToDouble(tbm.Text);

            pend.quantumTimeSize = Convert.ToDouble(tbquantumTimeSize.Text);

            pend.v = Convert.ToDouble(tbv.Text);

            pend.x = Convert.ToDouble(tbx.Text);

            pend.M = Convert.ToDouble(tb_M.Text);

            pend.N = Convert.ToDouble(tbN.Text);

            pend.Fp = Convert.ToDouble(tbFp.Text);

 

            chart.Series.Clear();

            chart.Series.Add("Коордианат x");

            chart.Series.Add("Скрость v");

            chart.Series.Add("Ускорение a");

            chart.Series[0].ChartType = SeriesChartType.Line;

            chart.Series[0].BorderWidth = 3;

            chart.Series[1].ChartType = SeriesChartType.Line;

            chart.Series[1].BorderWidth = 3;

            chart.Series[2].ChartType = SeriesChartType.Line;

            chart.Series[2].BorderWidth = 3;

 

            int cn = Convert.ToInt32(tbCount.Text);

 

            for (int i = 1; i < cn; i++)

            {

                chart.Series[0].Points.AddXY(i, pend.x);

                chart.Series[1].Points.AddXY(i, pend.v);

                chart.Series[2].Points.AddXY(i, pend.a);

                pend.quantumTime();

            }

       

        }

Теперь посмотрим, как будет вести себя система при разном значении частоты толчков:

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

Если частота близка к резонансной:

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

Еще ближе к резонансу, почти резонанс:

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

Но лучше всего это видно в более глобальном масштабе:

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

Чем ближе частота к резонансной, тем в сильнее в итоге вырастет амплитуда колебаний:

Моделирование систем. Урок 5. Модель "Маятник".

 


Скриншоты, приведенные в данной статье, являются цитатами и иллюстрациями   программного продукта "Microsoft Visual Studio 2010", авторское право на который принадлежит Microsoft


 

 

Последнее обновление ( 25.12.2012 г. )
 
Пред. »
 
© 2024 Программирование - это просто
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Design by Mamboteam.com | Powered by Mambobanner.de
Я принимаю Яндекс.Деньги