Программирование - это просто
Advertisement
Главная arrow Искусственный интеллект arrow Общие идеи искусственного интеллекта arrow Что такое ИИ и с чем его едят? (предикаты, квантартор, продукционные идеи, семантические сети)
25.04.2024 г.
Главное меню
Главная
Интернет магазин
Программные продукты
Биржевые роботы
Искусственный интеллект
Математика и информатика
1С:Предприятие
Уроки C#
Уроки Delphi
Уроки программирования
Web-программирование
Дизайн и графика
Компьютер для блондинок
Исходники
Статьи
Платный раздел
Рассказы про компьютеры
Хитрости и секреты
Системный подход
Размышления
Наука для чайников
Друзья сайта
Excel-это не сложно
Все о финансах
.
Что такое ИИ и с чем его едят? (предикаты, квантартор, продукционные идеи, семантические сети) Печать E-mail
Автор megabax   
17.09.2009 г.
unit AIObj

Создаем искусственный интеллект. Урок 1. Что такое ИИ и с чем его едят? (предикаты, квантартор, продукционные системы, семантические сети)

 

Это первый урок из серии "Создаем искусственный интеллект". Сегодня я расскажу о том, что вообще подразумевается под понятием "Искусственный интелеллект" и о том, что под ИИ будет подразумеваться в рамках данной рассылки.

И так, приведу несколько определений ИИ:

"ИИ -  это область исследований, направленная на создание компьютеров, которые выполняют такие функции, которые в настоящий момент человек выполняет лучше." (И. Рич)

"ИИ - это наука о создании машин, решающих задачи, которые могут решать люди" (Дж. Ален).

"ИИ - это ветвь информатики, которая связана с автоматизацией интеллектуального поведения".

"ИИ - это наука о вычислениях, которые делают возможным восприятие, логический вывод и действие".

"ИИ - это информационные технологии, связанные с процессом логического вывода, обучения и восприятия".

"ИИ - это одно из направлений информатики, целью которого является разработка компьютерных систем, способных выполнять функции, традиционного считающиеся интеллектуальными: понимание языка, логический вывод, использование накопленных знаний, обучение, планирование действий и т. д."

А вот в рамках данных уроков под искусственным интеллектом будет подразумеваться система программ и баз данных, способная самообучаться, понимать тексты на естественном языке и производить логический вывод. Смелый проект, - скажете вы. Но, как говориться, глаза бояться, руки делают. В этой этой серии уроков будет поэтапно, по мере создания, описываться программные тексты и методология такой системы.

А теперь перейдем к обзору способов представления знаний в системах искусственного интеллекта:

  • Исчисления высказываний. Высказывание - это предложение, которое может быть либо истинным, либо ложным. В базе знаний они связаны операторами "И", "ИЛИ", "НЕ", "Импликация". Импликация - это высказывание типа "если А то Б". Недостаток такого способа представления знаний состоит в том, в данной модели рассматриваются логические связи между утверждениями, но не анализируется структура самого утверждения. Поэтому, в исчислении высказываний нельзя установить связь между тем, о чем идет речь (объект) и тем, что сообщается о данном объекте (предикат).

  • Исчисления предикатов. В отличии от исчислений высказываний в исчислении предикатов рассматриваются логические связи между различными элементами утверждений. Предикатом называется неоднородная логическая функция от любого числа аргументов. Аргументы называются предметными переменными, а их конкретные значения предметными постоянными. Предметные переменные и предметные постоянные назваться термами. Если все переменные предиката заменить предметными постоянными, то получиться 0-мерный предикат или высказывание (будет иметь значение либо "ложь", либо "истина"). К логике предикатов так же есть такое понятие, как квантатор. Квантаторы - это знаки, которые в сочетании с переменными дают возможность утверждать, что для всех или некоторых объектов предметной области выполняется определенное свойство или отношение. Бывают квантаторы общности (все слоны имеют хобот, здесь все - квантатор общности) и существования (некоторые слоны  самки).

  • Продукционные системы. Продукционная система представляет из себя совокупность правил продукции. Правило продукция - это правило типа "если <условие> тогда <результат>".  Пример: "Если листья на деревьях желтые, то наступила осень".

  • Семантические сети. Семантическая сеть представляет из себя граф, вершины которого есть объекты (понятия, сущности) предметной области, а дуги - отношения между ними. Например: Слон имеет хобот. Слон и хобот - объекты, вершины графа, а имеет - отношения между этими двумя объектами. Если добавить в базу знаний утверждение "Слон - это разновидность млекопитающих", то получится еще одна вершина, "млекопитающие", связанная с  объектом "слон" отношением AKO (a kind of, разновидность чего либо...) См. рисунок:

  • Создаем искусственный интеллект. Урок 1. Что такое ИИ и с чем его едят? (предикаты, квантартор, продукционные идеи, семантические сети)

  • Фреймовые модели. Фреймовая модель является частным случаем семантической сети. Фрейм представляет из себя фрагмент семантической сети, предназначенный для описания какого либо объекта со всей совокупностью присущих ему свойств. в качестве свойств фрейма могут быть различные данные, в том числе и другие фреймы.

  • Нейросети. Математически, модель нейрона можно выразить формулой y=f(x1,x2,...,xn-1,xn). Где y - выходной сигнал нейрона, x1,x2,...,xn-1,xn - входные сигналы нейрона. Чаще всего в качестве выходной функции используют сумму аргументов, помноженных на весовые коэффициенты. Кроме того, в нейронных сетях могут так применяться различные нелинейные функции преобразования. Сама нейронная сеть представляет из себя совокупность связанных нейронов. Такую систему представления знаний можно, например, использовать в распознавании образов (как вариант - распознавание различных фигур на графике котировок ценных бумаг).

  • Генетические алгоритмы. Суть данного алгоритма состоит в том, что данные кодируются определенным, так, что изменение одного бита лишь незначительно изменить числовое значение. Совокупность таких кодов представляет из себя ген. Гены могут скрещиваться, мутировать (случайные изменения какого либо бита). В результате наборы данных (особи) претерпевают естественный отбор, и, таким образом, методом слепого поиска, происходит выбор наиболее удачных сочетаний данных. 
  •  

    Последнее обновление ( 27.07.2010 г. )
     
    « След.   Пред. »
     
    © 2024 Программирование - это просто
    Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
    Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
    Design by Mamboteam.com | Powered by Mambobanner.de
    Я принимаю Яндекс.Деньги